Итак, серийная «Лада» с автоматической коробкой – это уже свершившийся факт! Счастливчиком, первым получившим «разрешение на автомат», стало перспективное семейство «Гранта». Похоже, у тольяттинцев наконец-то все удачно сошлось: современная машина, хороший двигатель, подходящая коробка-автомат от компетентного производителя и грамотные настройки взаимодействия всего этого «организма». И при этом выполнено самое важное условие – «автоматическая «Гранта» по-настоящему доступна…
Сделано в Японии
Да, долго АвтоВАЗ шел к производству машин с АКПП. Хотя, казалось бы, что проще: бери простую (а значит недорогую и надежную) конструкцию, коих сегодня немало предлагают специализирующиеся на трансмиссиях компании – и хит продаж готов!
Впрочем, как известно, русские долго запрягают, зато потом быстро едут. Вот и у вазовцев в результате получился не просто «автомат для бедных», а весьма интересная машинка с задорным мотором и вполне спортивными настройками. Тольяттинцы решили пойти «своим путем» и не прогадали.
Но об этом – чуть позже, а пока давайте окунемся в тайну истории создания первой «автоматической «Лады». Летом 2010 года на АвтоВАЗе наконец-то поняли, что АКПП нужно запускать или сейчас, или уже никогда. Быстро отсеяв неприемлемые варианты, тольяттинские инженеры остановились на трех наиболее подходящих претендентах: агрегате японской фирмы Jatco, французском «автомате» DP0, которым комплектуются машины популярного семейства «Логан», а также – на российской трансмиссии FT702. Последний агрегат, к слову, довольно интересен: его разработала и собирается выпускать московская фирма КАТЕ. В отличие от прочих бюджетных аналогов, этот инновационный агрегат имеет 7 ступеней. Но главная его изюминка – планетарная конструкция без гидротрансформатора. Но, увы, коробка КАТЕ пока еще довольно сыровата: на вазовских испытаниях московская АКПП показала склонность к перегреву. А когда ее доработают – неизвестно.
Что же касается остальных двух коробок, то их выбор был не случаен. АвтоВАЗ сейчас плотно сотрудничает с альянсом «Рено» и «Ниссана». «Логан», как известно, это французское детище, а компания Jatco принадлежит «Ниссану».
Французский «автомат» в конечном итоге уступил: при схожей стоимости он старше японского. Победивший в результате гидромеханический 4-ступенчатый «автомат» Jatco JF414E тоже далеко не нов, зато может похвастаться простой и проверенной временем конструкцией. К тому же недавно он прошел модернизацию.
А главное – JF414E дешев: оснащенная им «Лада Гранта» стоит порядка 13 000 долларов. Кстати, оборудование «Гранты» с «автоматом» подстать трансмиссии: за указанную сумму тут уже есть и кондиционер, и электростеклоподъемники, и пассажирская подушка безопасности, и АБС. Это все касается версии «Норма Плюс», а в «топовой» комплектации «Люкс» к этому добавляются еще мультимедийный центр с экраном, система стабилизации и «цветная» панель приборов.
К слову, собственно автоматическая коробка передач прибавляет к стоимости машины чуть больше 1 000 у.е.
Комфортный и спортивный
Но удачная коробка – это еще далеко не все: ее надо адаптировать к уже имеющейся машине. На это АвтоВАЗ потратил около 17 млн евро: настраивать трансмиссию тольяттинцам помогали специалисты австрийской компании AVL.
Контракт с Jatco рассчитан на 3 года с правом продления. При этом «автоматы» для «Гранты» будут носить лейбл «Сделано в Японии». Да, несмотря на нынешнюю тенденцию переносить производство несложных агрегатов в Китай, АКПП для АвтоВАЗа будут поставляться с завода в японском городе Фуджи.
На вопрос о том, что труднее всего было при работе над вазовским проектом, японцы отвечают: угодить нуждам российских потребителей. Дело в том, что сначала за отправную точку при адаптации японской коробки к российскому двигателю была взята работа «автомата» на хетчбэке Nissan Note. Но «расслабленные» японские калибровки вазовцев не устроили. Реакции на педаль, работа коробки при трогании – все получилось плавно и уверенно, как на электровозе. Но у нас-то, как известно, любят «погорячее»! Это у них там на небольших бюджетных машинах ездят потихоньку!
А для «Гранты» и новейшей «Калины 2» с «автоматами» конструкторы специально выбрали самый мощный из возможных двигателей – 98-сильный 16-клапанный ВАЗ-21126 с облегченной шатунно-поршневой группой. При поддержке австрийцев из AVL вазовцы адаптировали калибровки «автомата» на свой манер: под драйверскую ездовую философию.
Поехали!
Так что, похоже, неспроста для первой поездки на «автоматических «Грантах» журналистов выпустили на картодром…
Что ж, пора уже, наконец, испытать первый в истории массовый ВАЗ с АКПП! Сразу выясняется, что спортивного и зимнего режимов у грантовского «автомата» нет, равно как и возможности переключать передачи вручную. Зато пластик на рукоятке упругий и приятный, есть «фартучек» из кожзаменителя и перемещается селектор с благородным усилием. В общем – солидно. Особенно в сравнении с простенькой кочергой «автомата» того же «Логана»…
Стоит только тронуться с места – и ты уже понимаешь: «автомат», кондиционер и усилитель руля – вот она, нехитрая формула человечной «Лады»! Исчезла грубоватая старая «механика», изменились многие органы управления, с которыми контактирует водитель – и «Гранта» расцвела. И пусть вазовцы не скромничают: мол, «попроще да подешевле» – даже на именитых иномарках редкий гидромеханический «автомат» настроен так же приятно, как на этой «Ладе»!
В ответ на первое легкое нажатие акселератора машина трогается без промедления, затем бодрый разгон, логичные мягкие переходы вверх и быстрые, без заминок – вниз. Работа силового агрегата при движении в городе – почти образцовая. Пусть динамика пострадала и вместо 11.6 с разгон до сотни занимает 13.5 с, теперь эти секунды все-таки бегут, а не мучительно тянутся.
Пружины передней подвески здесь чуть жестче, чем на обычной «Гранте»: автомобиль потяжелел на 45 кг, но на ездовом комфорте это практически не отразилось. Подвеска как глотала все колдобины, так и глотает.
Бодрый и в середине, и на верхах 1.6-литровый мотор до 4500 об/мин довольно тих. Поддерживать скорость 120 км/ч с ним легко, но на каждый интенсивный обгон он выходит уже с боевым воплем.
На будущее
А как у «автоматических «Грант» обстоит дело с надежностью? Как заявляют японцы, нормативный срок службы их «автомата» составляет 10 лет. Заводская гарантия на «Гранту» с АКПП такая же, как и на машины с «механикой»: 3 года или 50 000 км пробега.
Причем, что интересно, на первых порах АКПП не будут ремонтировать в дилерских центрах – на оборудование и обучение персонала нужны деньги и время. Но для покупателей это только плюс: дефектные коробки АвтоВАЗ будет по гарантии… менять целиком! Учитывая, что ежегодно планируется выпускать не менее 70 000 машин с АКПП, это является довольно-таки весомым подтверждением надежности агрегата…
А вообще вазовцы рассчитывают на гораздо больший спрос, который они обещают при необходимости удовлетворить. Причем если сбыт перешагнет за отметку в 100 000 машин в год, то производство «автоматов» могут наладить в России. А это, в свою очередь, должно дополнительно снизить их стоимость.
Помимо «Гранты» японскую автоматическую коробку получит и обновленная «Калина» с индексом «2». А вот вживление «автомата» в устаревшую конструкцию «Приоры» – дело довольно хлопотное и затратное. Поэтому АКПП эта «Лада» получит только при будущей смене поколений. Впрочем, новая «Приора» должна появиться уже довольно скоро.
К слову, Jatco предлагала АвтоВАЗу и вариатор X-tronic нового поколения, но он оказался на 20% дороже гидромеханической трансмиссии, хотя и дает выигрыш по расходу топлива в 1 л/100 км. Тем не менее, от японского вариатора тольяттинцы не отказались окончательно: его просто отложили на будущее. Так что, возможно, новая «Лада Приора» как раз и получит такую трансмиссию…
Рубрику подготовил Василий Пархомчук
Источник: http://bestcar.com.ua
добавлено: 14.06.2013