Наверное, мало кто знает, а ведь в 2012 году автомобильному стартеру исполняется 100 лет. Именно в 1912-м серийный автомобиль впервые получил эффективную электрическую систему пуска двигателя. Впрочем, началось все за пару лет до этого…
Случай на дороге
Итак, 1910 год. Из забавной механической игрушки автомобиль уже давно превратился в обычное транспортное средство, обретя основные составляющие своей конструкции: классическую компоновку, карданный вал, коробку передач, неплохую подвеску, тормозную систему… Ну и, разумеется, вполне совершенный двигатель: конструкторы таки «научили» его стабильно работать.
Правда, заводились тогдашние моторы все еще по старинке – при помощи заводной ручки. Надо ли говорить, что «кривой стартер» был штукой, мягко говоря, не слишком удобной. И если профессиональные водители все-таки обладали опытом в его использовании, то обычным частникам-автолюбителям было совсем худо. Более того, неопытность могла стоить им при запуске мотора серьезных травм. И даже жизни…
Согласно «официальной летописи», именно один из таких трагических случаев и стал той последней каплей, заставившей конструкторов придумать, наконец, легкий и безопасный старт двигателя.
А дело было так. Одним обычным днем того самого 1910 года Байрон Джон Картер, владелец довольно известной на тот момент автомобильной компании Cartercar, спокойно ехал по своим делам. Автомобиль самого Картера, носивший его имя, разумеется, был в полном порядке и ничем худым ни владельцу, ни окружающим не угрожал. Роковым для автопромышленника стал заглохший на пути Cadillac, ведомый некоей дамой.
Как джентльмен Картер тут же вызвался помочь незадачливой водительнице завести машину вновь. И все бы ничего, но владелица престижного «Кадиллака» забыла почему-то о регулировке зажигания: на руле был специальный рычажок, с помощью которого при запуске устанавливался больший угол опережения. А Картер, который, разумеется, не был «чайником» в автомобильном деле, почему-то, в свою очередь, не проконтролировал данный момент. Наверное, счел неудобным…
В общем, машина мгновенно завелась, но выскочившая заводная ручка нанесла Картеру смертельный удар.
Непростая задача
Как мы помним, машина, жертвой которой стал владелец компании Cartercar, носила марку Cadillac. Так вот, печальная ирония состояла в том, что основатель и владелец компании Cadillac (а в последствии еще и «отец» автомобилей марки Lincoln) Генри Мартин Леланд был большим другом Картера.
Понятно, каким ударом стал для Леланда тот трагический случай: мало того, что он потерял хорошего друга, так еще и невольным виновником смерти стал его автомобиль…
Оправившись от потрясения, Леланд, который, к слову, сам был талантливым инженером и изобретателем, потребовал от своих подопечных сделать все, чтобы автомобили Cadillac больше не причиняли никому вреда. Ну, или, по крайней мере, чтобы «Кадиллаки» можно было безопасно заводить.
Однако сделать это было не так просто. Еще в конце XIX века многие автомобилестроители ломали голову: чем же заменить заводную рукоятку? Одни экспериментировали со сжатым воздухом, во время работы двигателя накапливавшимся в специальном резервуаре. Другие с той же целью пытались использовать выхлопные газы. Третьи испытывали механизмы со спиральной пружиной, наподобие часовой.
А вот электрический пуск, как ни странно, долгое время инженерами вообще всерьез не воспринимался: тогдашние электромоторы своими размерами едва не превышали автомобильный двигатель, который должны были завести.
В 1899 году некто Клайд Коуман таки предложил использовать электрический пускатель, но конструкция его стартера оказалась слишком «сырой» и не вызвала интереса.
Стартер – на кассу!
Строившиеся впоследствии электродвигатели небольшого размера были подвержены перегреву. Однако решение проблемы с размерами и охлаждением электромотора, как всегда, лежало на поверхности. И первым обнаружил это молодой инженер Чарльз Кеттеринг. Причем речь поначалу шла отнюдь не об автомобильных стартерах.
Свой мини-мотор Кеттеринг проектировал для… кассового аппарата! Еще в 1904 году он разработал его по заказу фирмы NCR. Мировой рынок уже тогда был переполнен кассами с ручным приводом, и чтобы заставить покупателей раскошелиться, нужен был принципиально новый вид продукции. Электромоторчик пришелся как нельзя кстати. Однако электродвигатели, вписывающиеся в габариты кассового аппарата, были слишком слабы, чтобы работать без перегрева. Но Кеттерингу открылось то самое «лежащее на поверхности»: а ведь для работы кассы достаточно нескольких оборотов мотора! Так что в промежутках между включениями двигатель преспокойно успеет охладиться.
В общем, Кеттеринг изготовил небольшой электромотор, поставил его на место ручки, и касса заработала.
Успешная проверка
Ту же идею инженер предложил использовать Генри Леланду и в автомобильных стартерах. Проблема перегрева решалась как и в кассах – за короткое время пуска электродвигатель просто не успевал нагреться.
Была в конструкции Чарльза Кеттеринга и еще одна особенность: стартер входил в зацепление не с коленчатым валом двигателя, как это было на предшествующих конструкциях, а с зубцами маховика. А это значительно снижало требования к его мощности.
Внутризаводские испытания стартера прошли успешно, а вскоре эффективность новой системы запуска подтвердила и независимая проверка Королевского автомобильного клуба Великобритании и Ирландии. Автоклуб отобрал два автомобиля для испытаний. Стартер первого запускал двигатель в среднем за 3 с, второго – за 4.2 с. Каждый автомобиль заводили по 1 000 раз – стартеры работали без единого сбоя.
В серию!
И вот в 1912 году в серийное производство запускается автомобиль Cadillac Model 30, в котором коленвал двигателя раскручивался стартером Кеттеринга. Вот что говорила тогдашняя фирменная реклама: «Компания Cadillac приступила к выпуску нового автомобиля Model 30 под лозунгом «Новый мировой стандарт в автомобилестроении». Все предыдущие модели сняты с производства, и Model 30 будет единственным предложением от компании Cadillac вплоть до сентября 1914 года.
Model 30 несомненно внесет большой вклад в развитие автомобильной промышленности. Ведь это первый в мире автомобиль, в котором запуск двигателя производится электрическим стартером конструкции инженера Кеттеринга. Абсолютно любой человек, независимо от физической силы, может легко запустить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания без заводной ручки».
Ну а для пущей наглядности графическая реклама обязательно давала изображение Cadillac Model 30 в фас, чтобы все видели: у автомобиля отсутствует заводная рукоятка!
Кстати, самые первые стартеры были одновременно и генераторами. Но уже в 1916 году эти два устройства «разъехались по разным квартирам». И все благодаря еще одному изобретателю, имя которого хорошо известно практически любому автомобилисту. Это – Винсент Гуго Бендикс, который предложил использовать в конструкции стартера специальную обгонную муфту, служащую для предотвращения передачи вращающего момента от ведомого вала обратно к ведущему, если ведомый начинает крутиться быстрее. Это новшество и сняло со стартера функцию генератора, и в электрооборудовании автомобиля появились два обособленных устройства.
И в заключение – еще один интересный момент. 100 лет назад, когда только появился первый работоспособный стартер, многие автомобильные компании довольно скептически отнеслись к этому изобретению. Но со временем «инновационная технология» стала-таки обязательной даже для самых доступных тогдашних моделей машин.
Например, наиболее массовый автомобиль тех лет Ford Model T вплоть до 1919 года комплектовался исключительно заводной ручкой. И только с 1920 года фордовцы стали инсталлировать на свою знаменитую «Жестянку Лиззи» электрический стартер.
Рубрику подготовил Василий Пархомчук
Источник: http://bestcar.com.ua
добавлено: 22.01.2013