Система впуска. Впрыск

Итак, ранее мы ознакомились с устройством и принципом работы карбюратора, а также рассмотрели основные типы его конструкции, используемые на мотоциклах. Однако даже самые «продвинутые» карбюраторы не сравнятся по точности дозировки топлива с системами впрыска. О последних мы сегодня и поговорим более подробно.


Очевидное преимущество

Как и в автомобильной промышленности, карбюратор на мотоциклах постепенно, под давлением все более ужесточающихся экологических норм и требований к производительности силовых агрегатов, уступал свое место впрыску. Правда, процесс перехода несколько затянулся по сравнению с автоиндустрией: массовым применение инжекторов на двухколесных машинах стало буквально в последние десять лет.

Но, как бы там ни было, сегодня уже даже простота настройки и дешевизна производства не спасают карбюраторы от вымирания. Яркое тому подтверждение – малокубатурный скутер Honda SH 150: при своей сравнительно умеренной цене он оснащен инжектором. То же самое касается и кроссовых мотоциклов. Еще в 2008 году Suzuki первым установила на свой RM-Z450 впрыск. Вскоре этому примеру последовали другие японские производители.

Сейчас карбюратор применяется только там, где простота обслуживания и неприхотливость в выборе бензина все еще играют роль. Речь идет о малокубатурных байках для начинающих и одноцилиндровых эндуро, вроде Honda XR650L. А стритфайтеры, «классики», спортбайки и круизеры за последние несколько лет совершили массовый переход от карбюраторов к более технологичным и производительным системам с электронным впрыском.

 Немного истории

Если вкратце, то система впрыска – это довольно сложное устройство, которое благодаря своему электронному «интеллекту» с прецизионностью создает оптимальное соотношение бензина и воздуха и в строго установленном количестве подает получившуюся смесь в камеры сгорания двигателя.

Кстати, трудно представить, но впрыск топлива существует аж с 1898 года! Конечно же, тогда система управления им была механической – какая там электроника в конце девятнадцатого века!

Разумеется, «механика» была очень сложной и капризной, поэтому впрыск долгое время не находил широкого применения. Однако уже во время Второй мировой войны он стал довольно активно применяться на авиационных моторах.

Первая же полностью электронная система появилась в 1950 году стараниями небезызвестной компании Bendix. Однако об установке впрыска на мотоциклы тогда и речи не шло. Просто потому, что это не было нужно: карбюраторы вполне справлялись с предъявляемыми требованиями по части надежности и производительности. А о борцах за экологию в те времена практически никто и не слышал…

Но время шло – прогресс постепенно добрался и до двухколесных машин. Первыми впрыск на серийный мотоцикл установили инженеры компании Kawasaki. В 1980 году они оснастили инжектором модель Z1000-H1. С середины 1980-х Kawasaki вместе с Honda и Suzuki начали применять электронный впрыск на байках с турбонаддувом, однако о массовом переходе на инжектор производители мотоциклов по-прежнему не помышляли.

Тем не менее, под давлением экологов и потребителей, которые требовали улучшения динамических и эксплуатационных показателей, в середине 1990-х годов таки начался постепенный, но уже неизбежный, переход с карбюраторов на электронный впрыск. Дело в том, что, как ни крути, но в случае с использованием карбюраторов существует немало режимов работы, при которых трудно гарантировать подачу смеси требуемого состава в цилиндры. К таким режимам, в частности, относятся холодный пуск и прогрев двигателя (когда низкая температура ухудшает испаряемость топлива); низкие частоты вращения на холостом ходу; режим резкого «открута» и работа при максимальной нагрузке. Здесь мало просто задать точный состав смеси – нужно еще и поддерживать точное управление ею во всех режимах работы.

А электронный впрыск, благодаря своему принципу работы и многочисленным датчикам как раз гарантирует достижение и поддержание постоянного контроля над составом смеси. Экологи тоже не в обиде – возросшая мощность двигателей соседствует с экономичностью и низким уровнем выбросов отработавших газов.

 Принцип работы

Давайте теперь разберемся, как эта непростая система работает. Самое главное ее отличие от карбюраторов – топливо для перемешивания с воздухом подается под давлением. При этом система должна обеспечивать двигатель испаренным топливом в объеме, соответствующем множеству параметров и с учетом любых изменений. Достигается это благодаря быстрой и точной оценке информации электронным блоком управления (называемым также ECU), поступающей из установленных на двигателе датчиков. Эти датчики собирают информацию о частоте вращения двигателя, расходе воздуха, угле поворота коленвала, температуре воздуха и его плотности, положения дросселя и еще о массе различных параметров.

Получив необходимые данные, «кремниевый мозг» с ювелирной точностью определяет время открытия топливных форсунок, количество подаваемого бензина и посылает каждой форсунке электрический импульс. Как только форсунка открывается, сжатое топливо распыляется около впускного клапана, перемешивается с воздухом и попадает в цилиндр. Все это довольно просто для электроники, но непосильно для старого доброго карбюратора, каким бы совершенным по конструкции он ни был.

Топливо из бака подается электрическим насосом через фильтр к топливной рампе, от которой питаются отдельные форсунки. Насос подает больше топлива, чем требуется для двигателя, и поэтому в системе топливоподачи создается избыточное давление. Кстати, в ECU есть отдельная цепь безопасности, которая отключает топливный насос в случае неработающего двигателя, но при включенном зажигании (например, после ДТП или какой-либо неисправности в двигателе).

На устройстве форсунок мы останавливаться сейчас подробно не будем. Скажем лишь, что на основании количества форсунок на цилиндр и их расположении все системы впрыска делят на одноточечные («моновпрыск») и распределенные.

На мотоциклах применяются системы непрямого впрыска (Indirect Injection), в которых форсунки размещаются во впускном канале перед впускными клапанами каждого цилиндра (многоточечный впрыск). Таким образом, на каждый цилиндр приходится одна, а на большинстве спортбайков – даже две форсунки. Одна форсунка на все цилиндры используется очень редко, как правило, на самых бюджетных моделях мотоциклов или скутеров.

Есть еще системы прямого впрыска (Direct Injection), в которых топливо подается прямо в камеру сгорания, но их используют в основном на дизельных агрегатах, так что в данном контексте мы их рассматривать не будем.

Блок ECU управляет впрыском топлива, основываясь на трехмерных «картах». Карты – это способ графического отображения данных, собранных с различных датчиков. Какое бы сочетание показателей ни проявилось, на карте всегда будет указание для ECU, сколько именно топлива следует впрыскивать при тех или иных условиях. Чаще всего используются две карты – для низких и высоких нагрузок двигателя. При небольших нагрузках продолжительность впрыска топлива определяется давлением воздуха во впускном коллекторе и частотой вращения двигателя. При больших нагрузках – открытием дросселя и частотой вращения двигателя.

Нетрудно догадаться, что именно перенастройка карт является любимым занятием тюнеров: «играясь» с ними, они повышают мощность двигателя или улучшают его экономичность. Однако все это делается в комплексе с другими мероприятиями, потому как одно лишь ковыряние в картах ничего, кроме проблем, не принесет.

 Рубрику подготовил Василий Пархомчук

Источник:  http://bestcar.com.ua

добавлено:  15.03.2013

Читать остальные статьи...

Статьи по теме

«Секретные» штуковины. Фото

Статья «Секретные» штуковины. Фото Автопродажа

Полезные мелочи в автомобилях, которые помогают водителям

Далее...

добавлено:  31.07.2020

Каким должно быть давление в шинах

Статья Каким должно быть давление в шинах Автопродажа

Сейчас на рынке Украины появилось довольно много автомобилей из Западной Европы, США или даже Канады, поэтому можно встретить и иные единицы измерения давления

Далее...

добавлено:  14.01.2020

Транспорт будущего показали на Tokyo Motor Show...

Статья Транспорт будущего показали на Tokyo Motor Show 2019 Автопродажа

Автосалон Tokyo Motor Show в этом году сделал акцент на инновации и проходит под девизом «Открытое будущее»

Далее...

добавлено:  13.11.2019

Читать все статьи по теме...

Объявления по теме

Объявление Howo ZZ Автопродажа
Howo ZZ

Техническая спецификация на самосвал HOWO 6х4 - Разрешённая масса автомобиля...

в архиве с 23.09.2023

Объявление Howo ZZ Автопродажа
Howo ZZ

Техническая спецификация на зерновоз самосвал HOWO 6х4 - Колёсная формула 6х4...

в архиве с 23.09.2023

Объявление SEM 636B Автопродажа
SEM 636B

Основні Характеристики Номінальна вантажопідйомність — 1 600 kg...

в архиве с 23.09.2023

Объявление SEM 616 Автопродажа
SEM 616

Основні Характеристики Номінальна вантажопідйомність — 1 600 kg...

в архиве с 23.09.2023

Смотреть все объявления по теме...

Автопродажа Одесса

Вы хотите приобрести автомобиль в Одессе? Не спешите обзванивать всех своих знакомых, покупать каждую газету и, чуть ли, не спрашивать у каждого встречного о продаже автомобиля. Теперь выход есть! Найти машину в городе Одессе можно в считанные секунды на нашем сервисе. Достаточно просто просмотреть каталог и решить, что именно Вам нужно! bestcar.com.ua – ваш первый помощник в тяжелом выборе!

Автопродажа Украина

Вы ищите роскошный автомобиль, либо же маленький и скромный? Тогда добро пожаловать на наш сервис по автопродаже - bestcar.com.ua. Мы предлагаем удобный и приятный интерфейс, значительно облегчающий поиск нужного авто. Благодаря нашему сервису найти автомобиль в любом уголке страны легко!

Автопродажа в Одессе

Надоело искать автомобиль? Тогда почему вы тянете?! Быстрее заходите на наш сайт - bestcar.com.ua, и воспользуйтесь нашими услугами! Мы подберем вам автомобиль, отвечающий вашим вкусам и требованиям за считанные минуты! bestcar.com.ua – первое доказательство того, что качественные автомобили в Одессе есть!

Автобазар Одесса

Хотите поразить коллег своим новым шикарным автомобилем, но не знаете где же его купить? Что ж, тогда мы открываем вам маленький секрет - bestcar.com.ua – вот, именно тот сервис, который обязательно поможет вам найти то, что вам нужно! Красивые и качественные автомобили, потрясающие аксессуары и многое другое вы сможете приобрести только у нас! Мы заботимся о вас!

Автопродажа

Желаете ездить на крутом автомобиле и выглядеть респектабельным человеком? Но при этом вы не хотите тратить свое драгоценное время на поиски того самого авто? В таком случае, вам просто необходимо посетить наш сервис - bestcar.com.ua. Мы поможем вам приобрести самое качественное и красивое авто. bestcar.com.ua – качество, скорость обслуживания, положительный результат, а что самое главное – потрясающая экономия времени!