Секреты «Фабрики шестерен»
Сегодня немецкий концерн ZF – один из ведущих мировых производителей автокомплектующих. Он выпускает коробки передач, мосты, рулевые механизмы, детали подвески… И согласитесь, интересно было бы заглянуть за кулисы авангарда мирового автомобилестроения. Всех секретов нам, конечно, никто не поведает, но кое-какое представление о том, как развивается прогресс в области автомобильного «железа», мы все же постараемся получить.
Гонка скоростей
Опять же, всю деятельность ZF так сразу и не охватишь. Поэтому давайте сегодня остановимся на производстве автоматических коробок передач. Прогрессивную конструкцию и высокую надежность агрегатов из Германии уже давно оценили многие крупные автопроизводители. Продукция ZF всегда на острие прогресса. И даже уже не верится, что самые первые «автоматы» под этим логотипом были всего лишь лицензионной продукцией.
А начиналось все почти полвека назад: в 1965 году фирма с незамысловатым по-немецки названием (ZF расшифровывается как Zahnrad Fabrik – «Фабрика по производству шестерен») получила лицензию на выпуск «автоматов» Borg-Warner. Устанавливались те 3-ступенчатые американские коробки с лейблом ZF на автомобили BMW 2002 и Peugeot 404.
Первая же собственная разработка немцев появилась лишь 10 лет спустя – в 1975-м. Это была также 3-ступенчатая «автоматика», но уже гораздо более современная. В 1982 году ей добавили второй планетарный ряд – в результате у «Фабрики по производству шестерен» появилась собственная 4-ступенчатая АКПП.
Прогресс шел, пусть не так быстро, но зато уверенно и неотвратимо. И вот в 1990 году ZF представляет уже 5-ступенчатый «автомат» 5HP. В 2001 году на новой «семерке» BMW дебютировала 6-ступенчатая АКПП от ZF под традиционно непритязательным обозначением 6НР. Казалось бы, куда больше? Но в 2002-м Mercedes-Benz ответил на это своей коробкой 7G-Tronic – как нетрудно догадаться, о семи ступенях.
Дальше – больше! В 2007 году японская компания Aisin ставит на конвейер уже 8-ступенчатый агрегат для премиум-седана Lexus LS460! А инженеры Mercedes-Benz сейчас вовсю работают над 9-ступенчатым «автоматом». При этом корейцы из Hyundai и Kia обещают к 2014 году упаковать в коробку аж 10 ступеней…
Прогрессивные решения
Почему же в ZF так тянули с собственной «8-ступкой»? Ведь их коробка 8НР на BMW 760 появилась только в 2009 году. Потому что немцы подошли к вопросу основательнее конкурентов. К примеру, японцы добавили восьмую передачу относительно просто, дешево и быстро: еще больше удлинив очередным, четвертым планетарным рядом обычную АКПП с двумя последовательно установленными валами.
Инженерам ZF тоже нужно было как-то пристроить еще один пакет шестерен, но их ограничивали габаритные требования потенциальных заказчиков – компаний BMW и Audi. Удлинять коробку было некуда. Тогда конструкторы решили пойти революционным путем, применив прогрессивное ноу-хау. В итоге 8-ступенчатый «автомат» ZF по размерам вышел не больше 6-ступенчатого (он вписывается даже в трансмиссию BMW 1-й серии!), а весит 70 кг вместо 90 кг!
Так что же за ноу-хау такое применили в ZF, позволившее достичь подобных результатов? Все гениальное просто: немцы сделали свою коробку одновальной, а не двухвальной. Дополнительный планетарный ряд «обменяли» на пару опорных подшипников валов. Причем в самой-то идее ничего сложного не было, а вот в ее осуществлении… Дело в том, что в таком длинном валу (а он вымахал аж на полметра!) не так-то просто высверлить отверстие для масла.
Но инженеры решили и эту проблему. Теперь сверлильный станок для данной операции на заводе ZF в Саарбрюккене гостям показывают с особой гордостью – ювелирно изготовленные сверла диаметром 6 мм и длиной 440 мм с каналом для охлаждающей жидкости внутри, тщательно подобранный режим резки с подачей 20 см в минуту…
Шлицы на валу коробки 8НР получают холодной прокаткой, шейки обрабатывают специальной абразивной микрофрезой, а закаливают – токами высокой частоты.
Технологические нюансы
Кстати о технологии производства на ZF. Немаленькие цеха здесь заполнены круглосуточно работающими станками-автоматами. Они не только ежедневно делают по 7 000 готовых коробок серий 6НР и 8НР, но и большую часть их деталей – «на стороне» ZF покупает только подшипники, прокладки, фильтры и электронику Bosch.
Впрочем, людей здесь тоже хватает: в каждую из трех смен тут трудятся 1 400 человек. Однако машущих кувалдами рабочих здесь почти не увидишь – автоматизация на заводе достигает максимально допустимых по немецким профсоюзным требованиям 80%.
Система качества на этом немецком предприятии – японская, знаменитая тойотовская TPS (Toyota Production System). Со всеми ее атрибутами: джидока, канбан, генти генбуцу и андон. А это значит, в частности, что персонал всегда может (и должен!) остановить конвейер, если обнаружится какой-либо брак. Не важно, на твоем участке или на соседнем. Это называется «остановка процесса ради улучшения качества».
Разумеется, и без всякого форс-мажора каждая автоматическая коробка ZF подвергается серьезной проверке при выходе с конвейера. Агрегаты испытывают на герметичность и обкатывают на стендах, заодно контролируя их шумность.
Только классика!
Кстати, количество вариаций той же АКПП семейства 8НР достигает двухсот двадцати! Ведь коробки ZF с одним и тем же индексом, но предназначенные для BMW и Audi, могут отличаться на треть. Причем не только за счет программ управления и геометрии соединительных фланцев (только их 58 вариаций) – разными могут быть даже гидротрансформаторы.
Вот, к примеру, на отдельной ветке собирают трансмиссии для гибридных BMW и Audi – в той же самой 8-ступенчатой коробке 8НР взамен гидротрансформатора устанавливают электрический мотор-генератор.
А как насчет модных ныне преселективных агрегатов с двумя сцеплениями и вариаторов? «Роботы» концерн ZF тоже выпускает, но вместе с обычной «механикой» на другом своем заводе – в Бранденбурге. Эти агрегаты предназначены для автомобилей Porsche. Инженеры ZF вообще считают, что «преселектив» хорош только для суперкаров с высокооборотными моторами. Обычные «автоматы» в таких условиях ненадежны. А вот для остальных машин лучше как раз классические «автоматы». В ZF уверяют, что они дешевле «роботов», практически сравнялись с ними по экономичности и не сильно отстают по времени переключения передач. Уже не говоря о проблемах с комфортом: что со сцеплением ни делай, смыкаться оно будет жестче гидротрансформатора. Не зря же в Америке «роботы» с двумя сцеплениями так и не прижились, и даже Volkswagen – лидер в области таких трансмиссий – заменяет их для заокеанского рынка классическими «автоматами»…
Не особо жалует ZF и вариаторы. С 2001 по 2005 год компания выпускала клиноременные бесступенчатые трансмиссии VT1F для Mini, но они оказались дорогими и не слишком долговечными: эксперимент признали неудачным, а предприятие в Бельгии продали.
А вот производство по соседству с основными заводскими цехами процветает! Здесь дают вторую жизнь неисправным коробкам, которых в Европе набирается до 20 000 в год (такой же центр есть у ZF в США и еще один, специализирующийся на «Ленд Роверах», в Англии). Тут собрали 90 самых толковых механиков, которые за 6-7 часов способны возродить любую автоматическую коробку ZF – гарантийную последнего поколения или 3-ступенчатый агрегат родом из 1970-х.
При этом восстановленный агрегат не отличишь от нового: «реанимированная» АКПП начисто отмыта снаружи и изнутри, тщательно отдефектована после полной разборки, и в ней заменены все вызывающие малейшее подозрение детали. Более того, все отремонтированные «автоматы» получают ту же двухлетнюю гарантию, что и новые агрегаты ZF.
Вскоре, к слову, такое же ремонтно-восстановительное производство компания откроет и в Москве. 30 сотрудников фирменного сервис-центра будут восстанавливать около 2 000 автоматических коробок в год. При этом практически новая коробка с фирменной гарантией в обмен на старую будет обходиться не дороже 3-4 тысяч евро даже для дорогих моделей Audi и BMW.
Рубрику подготовил Василий Пархомчук
Источник: http://bestcar.com.ua
добавлено: 26.09.2013
Статьи по теме
Как выбрать авто на аукционе в США
Решили приобрести для себя автомобиль через американские аукционы?
Далее...добавлено: 10.04.2019
История самых известных автомобильных эмблем
Автогеральдика: что значит эмблема, украшающая радиатор вашей машины?
Далее...добавлено: 04.04.2019
Как обманывают при покупке автомобиля с пробегом?
11 советов, как разузнать все больные места машины с пробегом
Далее...добавлено: 31.08.2018
Объявления по теме
Новые запчасти кпп РК5 / РК6 / PF6 ( шестерни / ступицы / мыфты /...
обновлено: 30.11.2020