Техническое совершенство автомобиля – это залог победы. Ведь, согласитесь, даже самый гениальный пилот на «сырой» машине не сможет обыграть посредственного гонщика за рулем более быстрого и надежного болида. В лучшем случае в данной ситуации можно прийти первым на отдельных этапах чемпионата, воспользовавшись хорошей тактикой, но выиграть весь сезон – нет… Как же достичь такого совершенства? Как быть всегда если не впереди соперников, то хотя бы на уровне команд-конкурентов? Рецепт успеха прост – непрерывная, кропотливая работа.
Два в одном
А иначе никак. Поэтому работа над новым болидом всегда стартует… одновременно с началом проектирования его предшественника! Именно так: когда инженеры команды приступают к тестированию новой машины (то есть предстоящего сезона), они, выявляя возможные слабые места конструкции, уже «набрасывают» пути решения этих проблем на болиде будущего сезона.
В частности, уже на этом этапе необходимо определиться, что реально удастся усовершенствовать и улучшить по ходу нынешнего сезона, а какие недостатки носят фундаментальный характер, их устранить сейчас просто невозможно, однако надо будет избежать при разработке следующего шасси. Или, наоборот, некоторые элементы конструкции даже в чем-то превзошли ожидания, значит, надо этот момент также учесть, чтобы иметь возможность оптимизировать конструкцию будущего гоночного автомобиля.
Одним словом, уже в тот момент, когда новая машина впервые выезжает из боксов, команда приступает не только к ее доводке, но и составляет список приоритетов на следующий сезон. Постепенно растет как перечень текущих дел, которыми приходится заниматься в ходе чемпионата, так и список перспективных задач. Примерно к началу июля этот список необходимо проанализировать и на его основе разработать технические характеристики, которые будут отражать параметры будущей машины.
Поэтому блокноты руководителей технических отделов команд «Формулы 1», с которыми они не расстаются во время тестов, всегда исписаны подобными замечаниями. И это можно считать самой первой стадией разработки компоновки шасси будущих болидов, которые выйдут на трассу только через год.
Выбор концепции
При этом важно, чтобы уже на этой ранней стадии была правильно определена базовая концепция шасси, за которой позже последует детальная проработка аэродинамики.
Что же подразумевается под термином «базовая концепция»? К ней относятся такие вопросы, как принципиальная схема конструкции подвески, размеры топливного бака, коробки передач и т. д. А уже на основе этой концепции разрабатываются аэродинамический обвес, геометрия подвески, компоновка амортизаторов и прочие детали.
Когда все эти основополагающие решения приняты, определенная часть конструкторского отдела приступает к созданию чертежей нового шасси. Это происходит, как правило, в начале июля старого, то есть текущего, сезона. Затем инженеры передают документацию специалистам по аэродинамике, чтобы те смогли заняться разработкой деталей корпуса машины.
Например, при подготовке к ныне заканчивающемуся сезону 2013 года ситуация была относительно простой: технический регламент остался стабильным, так что инженерам «формульных конюшен» можно было сосредоточиться на детальной доводке своих конструкций. Но даже в этом случае порой приходится принимать радикальные решения.
В качестве примера можно рассмотреть вопрос конфигурации подвески. В прошлом году Ferrari из соображений аэродинамики использовала уникальную переднюю подвеску, основанную на тягах. Так вот, есть подозрение, что теперь подобное решение попытаются применить и другие «формульные» команды, причем именно в будущем сезоне, ибо во время «Гран-При» этого сделать нельзя, поскольку необходимо вносить серьезные изменения в компоновку. А такие вещи как раз и следует предусмотреть изначально.
Второй яркий пример – ультракомпактная коробка передач машин команды Williams: другие «конюшни» также могут сейчас внимательно анализировать подобное решение, чтобы определить все его преимущества и недостатки.
От механики к аэродинамике
Еще раз повторимся: шасси, двигатель и КПП можно считать своего рода хребтом машины. Поэтому, во-первых, необходимо завершить их разработку как можно раньше, а во-вторых, инженерам следует учитывать, что особенности конструкции шасси могут серьезно повлиять на весь ход дальнейшей доводки машины. И в первую очередь на следующем этапе, когда агрегаты авто нужно сопрягать с компонентами аэродинамики. А это очень и очень важный момент, причем столь же значимый, как и сама аэродинамика болида, ведь только с помощью ее одной можно увеличить сразу и скорость, и управляемость, и экономичность гоночной машины. И пусть даже выигрыш кажется со стороны незначительным, это не так: в гонках «Королевы автоспорта» важны любая мелочь, любое даже самое маленькое преимущество.
Так что конструкция шасси и обводы монокока должны дополнять друг друга, грамотно сопрягаться между собой. Потому-то специалисты по аэродинамике нередко задают конструкторам, которые занимаются общей компоновкой, подобный вопрос: «Теоретически мы можем сделать многое для повышения обтекаемости и прижимной силы. Однако реально ли будет все это реализовать на уже имеющемся шасси?»
Первые тесты
К слову, современные технологии проектирования и мелкосерийного производства позволяют довольно-таки быстро готовить новые болиды. Так, наиболее эффективные команды «Формулы 1» тратят на это порядка трех месяцев. Неплохо, если учитывать, что речь идет о периоде от начала работы над новым шасси до постройки уже первых готовых образцов.
Первые тесты начинаются в первых числах февраля, так что собрать машину желательно уже в январе. А для этого в свою очередь необходимо приступить к постройке шасси и коробки передач еще в середине сентября предшествующего сезону года.
Как только новое шасси будет готово, команда должна провести все обязательные краш-тесты. Сделать это следует до начала зимних тестовых заездов. Поэтому, чтобы упростить процесс, команды запускают две параллельные программы: первое шасси предназначается для проведения краш-тестов, а в это время начинается сборка второго. Также вы не можете приступать к тестам на трассе, располагая только одной коробкой передач: на случай непредвиденных осложнений нужно собрать сразу две или три КПП.
Ни минуты покоя!
Вот так вкратце выглядит начало проектирования нового болида для следующего сезона «Королевы автоспорта». А ведь многие наверняка считают, что после завершения очередного напряженного года команды «Формулы 1» могут себе позволить несколько недель отдохнуть, а уже потом браться за подготовку к следующему чемпионату. Ничего подобного! Это совершенно не соответствует действительности. Хочешь быть в «Формуле» – постоянно двигайся вперед.
Вот и в прошлом году еще задолго до финальной гонки в Бразилии все команды полным ходом вели работу над машинами нынешнего года. И наиболее интенсивная фаза этого процесса началась как раз сразу после окончания чемпионата.
Ну а там уже стартует новый чемпионат. И созданный только что болид надо вновь, подобно предыдущему, доводить до ума, заодно выявляя все его недостатки, которые будут исправляться уже на машинах следующего сезона. И так постоянно, до бесконечности, как говорится. В этом непрерывном движении вперед, собственно, и есть вся «Формула».
Рубрику подготовил Василий Пархомчук
Источник: http://bestcar.com.ua
добавлено: 18.12.2013