«Ока»-снегоход

Уже давненько мы не рассказывали о всякого рода интересной технической экзотике. Пришло время восполнить пробел. Впрочем, все относительно. У нас транспортное средство, о котором сегодня пойдет речь, безусловно может считаться матерой экзотикой. Но есть края, где такие машины просто-напросто незаменимы…


Из «Оки» в «Беркуты»

Черты уже ставшей легендарной малолитражки «Оки» в этих симпатичных машинках узнаются моментально. Даже несмотря на лыжи и гусеницы.

По принятой в России внутриотраслевой вездеходной спецификации они называются ТТМ-1901-01 «Беркут», выпускаются на нижегородском предприятии «Транспорт», а по «функционалу» это патрульные снегоходы с теплой кабиной. Я бы даже сказал, с горячей, потому что в 16-градусный мороз за рулем «Беркута» очень и очень жарко…

Первые образцы «Беркутов» появились на свет в 2007 году. Кстати, а почему «Беркут»? Глядя на машинку, стоящую на широко расставленных лыжах, сложно сдержать улыбку: у нижегородцев получился не беркут, а симпатичный галчонок из мультика про обитателей деревни Простоквашино. Своей передней частью вездеход опирается на лыжи через пружинно-гидравлические «телескопы», а передвигается за счет двух широких гусениц с развитыми грунтозацепами. Схема известная. Машины такой компоновки отличаются относительной быстроходностью (гусеницы идут по проложенной лыжами колее) и низким удельным давлением на опорную поверхность (ниже, чем у лыжника или обычного снегохода), благодаря чему могут передвигаться по снегу любой плотности и глубины.

 

Двигатель и движитель

Двигатель у «Беркута» бензиновый, от «Нивы» – ВАЗ-21213. Причем он карбюраторный: жители удаленных районов до сих пор не доверяют впрыску. Установлен мотор продольно в задней части кузова, развернут маховиком вперед и состыкован с 5-ступенчатой коробкой передач от «классических» ВАЗов. От нее крутящий момент передается на межбортовой редуктор с дифференциальным механизмом, полуоси и ведущие звездочки. Между КПП и межбортовым редуктором установлен карданный вал с эластичной муфтой и механизмом трансмиссионного тормоза.

Привод коробки передач имеет перевернутую схему переключения, но это не единственная проблема: механизм отличается неважной избирательностью и большими ходами рычага.

Зато в моторно-трансмиссионном отделении «Беркута» так просторно, что с обслуживанием агрегатов не возникает никаких проблем.

Движитель забавного вездехода – резинокордовый. С гребневым зацеплением, стеклопластиковыми стержнями-усилителями, обрезиненными катками и рельсовой подвеской. Донором ходовой части стал выпускаемый в российском Рыбинске снегоход «Тайга». Но от гусеницы «Тайги» движитель «Беркута» отличается увеличенной длиной, оригинальным механизмом натяжения и ленивцем особой конструкции, позволяющим машине двигаться задним ходом, не зарываясь в снег.

Срок службы гусеницы – понятие растяжимое. В процессе эксплуатации она действительно растягивается, направляющие страдают от абразивного износа, а резиновая лента треплется при неосторожных маневрах. Но если к ходовой части относиться бережно, то гусеничный обвод прослужит, по меньшей мере, три зимних сезона.

 

Специфика управления

Разумеется, гусеницы используются только для поступательного движения, а поворачивает «Беркут» за счет лыж.

Кстати, тронувшись с места, я поначалу поехал… в забор! Срезая плотный снег вывернутыми лыжами, «Беркут» упорно полз прямо. Сдаю назад, пробую повернуть еще раз и теперь уже не могу совладать с баранкой: усилие на руле такое, будто лыжи стоят не на снегу, а провалились в твердеющий бетон. Педальный узел здесь тоже туговат.

Но самый замороченный орган управления – рычаг коробки передач, манипуляции которым напоминают игру в бильярд с завязанными глазами. Но я справился! Первая передача, вторая – разгон, сброс, опять разгон…

А самое главное – я крепко уяснил принцип управления «Беркутом»: есть зацеп для лыж – снегоход поворачивает, нет – идет «плугом», если не в забор, то в дерево. Правда, для того, чтобы распознать цепкое покрытие, нужны опыт и еще какое-то шестое чувство…

Вдобавок на кочках правая ступня все время соскальзывала с педали газа, а если не соскакивала, то точной дозировке подачи топлива мешал тросовый привод акселератора.

Шапку – долой, можно снять и куртку: система отопления быстро превратила 2-местную кабину в парилку. А вот диаметрально противоположные впечатления от езды действовали как контрастный душ. На льду и плотно укатанном снегу за рулем «Беркута» даже как-то страшновато. Главным образом потому, что я так и не научился управлять кинетической энергией снегохода с помощью лыж. Это у раллистов поисковое руление сводится к ловле баранкой градусов, минут и секунд. А я искал пресловутый зацеп по всему «циферблату», убедившись, что в отдельных случаях на льду проще остановиться, чем сманеврировать. И помощи от «мягкой» кинематической связи между гусеницами в таких условиях не чувствуется.

Поэтому стратегическое правило при управлении «Беркутом» одно: не суйся туда, где тесно, узко и скользко – в противном случае снегоход придется разворачивать руками. Кстати, для эвакуации тяжелой машины из «гиблых мест» (а полностью снаряженный «Беркут» весит, между прочим, около тонны!) штатной комплектацией предусмотрен специальный домкрат, ручная лебедка и лопата…

 

Тяга и проходимость

Зато какая тяга! «Беркут», похоже, готов утащить на хвосте целую цистерну с соляркой: тяговая вооруженность – воистину ломовая! Остановившись на уклоне, «теплый» снегоход легко трогается на подъем, на ровной поверхности уверенно стартует на второй передаче – и даже на высших ступенях не дает повода усомниться в достаточности тяги. С плавностью хода тоже все здорово – амортизаторы гусениц и передних стоек работают честно, а когда выезжаешь на мягкий глубокий снег, то «Беркут» и вовсе становится паинькой.

Но основная стихия нижегородского «Беркута» – снег, причем любой глубины. На мягком покрытии машина становится комфортной, понятной и, самое главное, управляемой. Кстати, несмотря на высокий кузов, в предельных поворотах «Беркут» сохраняет устойчивость и не заваливается на бок даже при откровенных провокациях.

По снежной целине нижегородский снегоход шлепает как по рельсам! Клади на педаль газа кирпич, ложись поперек сидений – и Савраска сама привезет куда надо… Неудивительно, что первые образцы «Беркутов» быстро расхватали нефтяники, занимающиеся инспекцией нефте- и газопроводов: запас хода на штатном баке приличный, внутри тепло и сравнительно комфортно, да и для поклажи есть место.

 

Перспективы

А тем времени в Нижнем Новгороде заводские дизайнеры уже нарисовали «Беркута» второго поколения. И скажу вам, такого симпатичного головастика не стыдно использовать и для обслуживания фешенебельных горнолыжных курортов.

Пока же специалисты подыскивают подходящий двигатель, трансмиссию (в том числе и автоматическую) и, главное, – пути снижения себестоимости. Ведь при цене в 20 000 долларов, а именно столько стоит нынешний «Беркут», трудно рассчитывать на сколько-нибудь массовый интерес со стороны частных покупателей.

А согласитесь, будет очень обидно, если новую модель ждет тот же удел – оставаться штучным товаром в подразделениях богатой нефтегазовой индустрии.

 Рубрику подготовил Василий Пархомчук


Источник:  http://bestcar.com.ua

добавлено:  07.03.2013

Читать остальные статьи...

Статьи по теме

Автомобили лихих 90-х

Статья Автомобили лихих 90-х Автопродажа

Автомобиль по сей день остается для многих не просто средством передвижения, а настоящим символом определенного статуса. Не так давно, в конце прошлого столетия, когда верхом престижа для многих все еще оставалось наличие видеомагнитофона в семье, существовала другая каста – организованная преступность

Далее...

добавлено:  05.02.2015

Читать все статьи по теме...

Автопродажа Одесса

Вы хотите приобрести автомобиль в Одессе? Не спешите обзванивать всех своих знакомых, покупать каждую газету и, чуть ли, не спрашивать у каждого встречного о продаже автомобиля. Теперь выход есть! Найти машину в городе Одессе можно в считанные секунды на нашем сервисе. Достаточно просто просмотреть каталог и решить, что именно Вам нужно! bestcar.com.ua – ваш первый помощник в тяжелом выборе!

Автопродажа Украина

Вы ищите роскошный автомобиль, либо же маленький и скромный? Тогда добро пожаловать на наш сервис по автопродаже - bestcar.com.ua. Мы предлагаем удобный и приятный интерфейс, значительно облегчающий поиск нужного авто. Благодаря нашему сервису найти автомобиль в любом уголке страны легко!

Автопродажа в Одессе

Надоело искать автомобиль? Тогда почему вы тянете?! Быстрее заходите на наш сайт - bestcar.com.ua, и воспользуйтесь нашими услугами! Мы подберем вам автомобиль, отвечающий вашим вкусам и требованиям за считанные минуты! bestcar.com.ua – первое доказательство того, что качественные автомобили в Одессе есть!

Автобазар Одесса

Хотите поразить коллег своим новым шикарным автомобилем, но не знаете где же его купить? Что ж, тогда мы открываем вам маленький секрет - bestcar.com.ua – вот, именно тот сервис, который обязательно поможет вам найти то, что вам нужно! Красивые и качественные автомобили, потрясающие аксессуары и многое другое вы сможете приобрести только у нас! Мы заботимся о вас!

Автопродажа

Желаете ездить на крутом автомобиле и выглядеть респектабельным человеком? Но при этом вы не хотите тратить свое драгоценное время на поиски того самого авто? В таком случае, вам просто необходимо посетить наш сервис - bestcar.com.ua. Мы поможем вам приобрести самое качественное и красивое авто. bestcar.com.ua – качество, скорость обслуживания, положительный результат, а что самое главное – потрясающая экономия времени!