ГАЗ М20 «Победа» (Продолжение)
Интересный нюанс. В отличие от все тех же ГАЗ М1 и 11-73, которые в основе своей окрашивались в черный цвет, «Победы» шли, как правило, светлых оттенков…
Элегантная роскошь
Более того, очень сложно встретить черную «Победу» – не то что среди доживших до наших дней экземпляров, но даже и в исторических кинохрониках! Темно-синие, темно-зеленые, темно-серые – это, пожалуйста. Но вот черные… Даже служебные машины в основе своей не красились в такой цвет.
И это было неспроста: после тяжелых лет войны людям хотелось чего-то жизнерадостного. И лишь только для наших дипломатических представительств шли черные «Победы». Но там иначе и нельзя – протокол как-никак.
Еще один любопытный момент – богатая отделка салона «Победы». Экономика страны только-только начинает отходить от последствий тяжелой войны, а тут оконные рамки «под дерево», потолок с шумоизоляцией, печка, обдув ветрового стекла, пышный декор цвета слоновой кости, цветные циферблаты с прозрачными красными стрелками, великолепные ворсистые ковры… А бархатные диваны благородных насыщенных цветов сегодня украсили бы витрины самого дорого мебельного бутика!
К слову, в ткань было «затянуто» почти все внутреннее пространство «Победы». И лишь только передняя панель выкрашивалась блестящими эмалями под цвет кузова. Красивое выходило сочетание.
Отдельного внимания заслуживает и упомянутая выше отделка «под дерево». Это был настоящий «хай-тек» тех времен! На самом деле рамки были металлическими, но выкрашенными по довольно сложной технологии – весьма современной на тот момент, и то, что горьковчане освоили ее, говорит о многом.
А как поэтично описывала инструкция два тональных звуковых сигнала «Победы»! «Сигналы дают звук различной высоты и при настройке звука могут иметь интервалы кварта или большая терция…»
Впервые…
На комфорт работала и прогрессивная конструкция «Победы». Так, новая передняя независимая подвеска на пружинах была более чем втрое мягче, чем аналогичный узел «эмки»!
Задняя подвеска была выполнена по традиционной для тех лет схеме: с продольными рессорами и жесткой балкой моста. В отличие от архаичного заднего моста с реактивной трубой, характерного для «Эмки». К слову, такую же архаику имели и первые послевоенные «Форды» (до 1948 года включительно). Так что и здесь мы обошли тогда американцев.
Революционной стала и гидравлическая тормозная система ГАЗ М20: такую схему впервые применили в отечественном автомобилестроении. Правда, никаких сервоприводов и разделителей контуров предусмотрено не было.
Прогрессивной была и 12-вольтовая система электропроводки, в то время как в те годы очень многие автомобили еще использовали более капризную 6-вольтовую. Значительно расширился по сравнению с предыдущими моделями ГАЗа ассортимент электрооборудования.
Также впервые на отечественном автомобиле этого класса был предусмотрен как стандартное оборудование отопитель салона, спаренный с обдувом лобового стекла.
3-ступенчатая коробка передач изначально была выполнена на основе коробки ГАЗ М1 и не имела синхронизаторов (их функции частично выполняли так называемые муфты легкого включения). Рычаг располагался на полу. Но в начале 1950-х годов появилась новая коробка передач от ЗиМа с рычагом переключения сбоку от рулевого вала и синхронизированными II и III передачами.
Трудности роста
6 ноября 1944 года Липгарт самолично отправился в первый испытательный пробег за рулем первого М20. Машина отличалась 2-цветной окраской и упомянутым выше новым 6-цилиндровым мотором (2.7 л, 70 л.с.). Кстати, именно эта «Победа» затем снималась в известной кинокомедии «Весна» с Любовью Орловой в главной роли!
Затем в экспериментальном цехе ГАЗа собрали еще 2 машины. И вот наконец 19 июня 1945 года «Победу» продемонстрировали в Кремле руководству страны. Тогда же в июне появились и первые, как принято говорить ныне, официальные изображения новой модели: авангардную новинку сфотографировали на фоне башен Кремля.
Первые же серийные «Победы» сошли с конвейера 28 июня 1946 года. Впрочем, тогда выпуск велся стапельным методом, по обходной технологии: до конца года собрали лишь 23 машины. Зато в 1947-м ГАЗ начал по-настоящему массовое производство, и в апреле этого года Сталину продемонстрировали уже серийную машину.
Однако, как нередко бывает в таких случаях, освоение прогрессивных технологий не обошлось без трудностей. Вот и у первых «Побед» выявились «детские болезни», как по части конструкции, так и по качеству. К примеру, крупные кузовные панели были огромным шагом вперед, но поначалу заводу не удавалось обеспечить им идеальную геометрию. Поэтому приходилось вручную выравнивать поверхности рихтовочным свинцово-оловянным припоем.
Чтобы исправить все выявленные огрехи, даже пришлось на небольшой срок остановить производство. Вскоре конструкторам и технологам удалось исправить большую часть найденных недостатков. Зато уже с 1 ноября 1949 производство велось в новых, по-современному оборудованных корпусах, что резко увеличило масштабы выпуска.
По результатам проделанной «работы над ошибками» в 1949 году ГАЗ М20 и его создатели были награждены Сталинской премией.
Легенды об имени
Да, именно «легенды» – ибо развелось их в последнее время немало. А между тем история возникновения названия «Победа» известна давно. Да и очевидна она.
Тем не менее, нынешние выдумщики фантазируют изо всех сил. Одни из них утверждают, что имя было чуть ли не притянуто за уши, а сначала, мол, «Победу» хотели назвать «Родиной». Что якобы Сталин на такое предложение иронично ответил: «И почем же «Родину» продавать будем?».
Вранье это все. Никаких подтверждений того, что грядущий ГАЗ М20 хотели назвать «Родиной» нет – а архив музея ГАЗа весьма обширен, и материалов только о создании «Победы» там наберется на многотомное издание.
Зато есть документальные подтверждения того, что уже на этапе проектирования новому легковому ГАЗу планировали дать имя «Победа». Более того, уже на построенном к лету 1944 года деревянном макете автомобиля есть табличка: «Победа»! Какие тут еще могут быть вопросы…
В общем, как это нередко бывает, несмотря на все последующие домыслы, верна именно изначальная версия. А ее, в частности, хорошо изложил в свое время журнал «Автомобильная и тракторная промышленность»:
– Сильное и точное слово «Победа» возникло в сознании А.А. Липгарта в суровые и радостные январские дни 43-го, когда 6-я германская армия была полностью окружена и разгромлена под Сталинградом.
Впрочем, проблема всех слухов не в том, что их распространяют, а в том, что им, увы, верят.
Окончание следует…
Рубрику подготовил Василий Пархомчук
Источник: http://bestcar.com.ua
добавлено: 31.05.2013
Статьи по теме
Мастера СТО составили свой рейтинг
Топ-10 зимних сюрпризов для автомобилистов
Далее...добавлено: 17.12.2018
Как обманывают при покупке автомобиля с пробегом?
11 советов, как разузнать все больные места машины с пробегом
Далее...добавлено: 31.08.2018
Объявления по теме
Nissan X-Trail 2008 T31 • 2.5 CVT (169 к.с.) • SE ABD-B приїжджаємо,...
в архиве с 10.10.2024
Продається Ford Sierra 1982 року – надійний автомобіль, який чудово підійде...
обновлено: 20.10.2024
Люкс версия коробка робот. @Двс 1. 6 - 106 лошадей. @Камера заднего вида,...
в архиве с 26.12.2022
Продам свое авто Chevrolet Aveo 2005. Пробіг 204 тис км. Об”єм двигуна 1,5...
в архиве с 12.10.2022