Кстати, и по части именования «Победа» стала своего рода прорывом: она была первой советской серийной машиной, получившей в дополнение к стандартному заводскому индексу еще и собственное имя!
Три поколения
Удачное название прижилось – мало кто знает заводской индекс машины «М20», а вот при словосочетании «автомобиль «Победа» перед глазами сразу возникает неповторимый образ классической горьковской легковушки. Причем независимо от модификации этой машины. А таковых наберется немало.
Начнем с того, что существует три поколения собственно базовых «Побед». Самое первое из них отличается так называемой 3-этажной облицовкой радиатора, иной формой задних фонарей, колесами от «эмки» и, самое главное, – характерной вставкой между капотом и салоном. Последнее обстоятельство объяснялось сложностью изготовления такой крупной детали, как переднее крыло.
Впрочем, эту проблему на заводе решили быстро, и уже модернизированная до уровня 2-й серии «Победа» получила цельные передние крылья и удлиненную крышку капота. А заодно – уже и собственные колеса характерного дизайна (без вентиляционных отверстий), «правильную» кормовую светотехнику и обновленную облицовку. Последняя отличалась двумя укороченными нижними брусьями – теперь они были вровень с остальными планками «второго яруса». Такую радиаторную решетку прозвали, соответственно, 2-этажной. Другое ее народное название – «тельняшка».
Были и технические отличия. Наиболее важное из них – штатный отопитель салона.
Кроме того, «Победа» 2-й серии получила обдув ветрового стекла, новые рессоры и термостат. А с октября 1950 года данное поколение получило еще и новую коробку передач от ЗиМа с рычагом на руле и новый водяной насос.
При этом именно со 2-й серии началось массовое производство «Победы»: с ноября 1949 года легковушку стали собирать на новом конвейере.
«Победы» 2-й серии выпускались с 1948 по 1955 годы, затем их сменили машины 3-й серии. Модернизированный в очередной раз автомобиль получил индекс ГАЗ М20В. Его легко узнать по совершенно иной радиаторной облицовке: на смену простоватой «тельняшке» пришла массивная и рельефная «низкая» решетка, соответствующая автомобильной моде тех лет. Заодно обновленной «Победе» радикально изменили форму эмблемы, а фон шильдика на капоте стали закрашивать красной эмалью (до этого – в цвет кузова).
Также 3-ю серию отличало наличие антенны: отныне все «Победы» штатно комплектовались радиоприемником. Наконец, конструкторы повысили мощность мотора: с 50 до 52 л.с.
ГАЗ М20В выпускался по 1958 год включительно: последние образцы этой машины сходили с конвейера уже вместе с «Волгой», которая, кстати, изначально проектировалась… как «Победа-2»! Но это уже совсем другая история.
Кабриолет…
Помимо вариантов базового седана существовало немало «параллельных» модификаций машины. Одни из них были малочисленными, зато объемы производства других сопоставимы с выпуском стандартных седанов.
Одной из наиболее интересных массовых модификаций был, безусловно, кабриолет ГАЗ М20Б. Точнее – седан-кабриолет: «открывашке» достались не только стандартные двери с рамками, но и боковины седана. Зато металлическую крышу заменил мягкий верх, сложив который, можно было наслаждаться солнцем и голубым небом.
Что характерно, производство кабриолета было обусловлено отнюдь не соображениями роскоши. Даже наоборот – выпуск ГАЗ М20Б пришлось осваивать из-за дефицита хорошего листового проката. А крыша у «Победы» была довольно внушительных размеров, так что экономия получалась заметная.
И все же, несмотря на такую прозаическую причину появления открытой модификации «Победы», кабриолет получился шикарным: поднята ли матерчатая крыша или нет – ГАЗ М20Б выглядит как более престижная модификация обычного седана.
Открытая «Победа» выпускалась исключительно во 2-й серии, причем если появилась она практически одновременно с соответствующим седаном, то выпуск ее прекратился раньше: кабриолеты сходили с конвейера с 1949 по 1953 годы. Ситуация с качественным стальным листом нормализовалась – и романтика закончилась… Тем не менее, ГАЗ М20Б успел сняться во многих известных фильмах, среди которых такие картины, как «Она Вас любит», «К Черному морю», «Дело №306» и др.
…и внедорожник
Следующая модификация «Победы» хоть и не была столь яркой, как кабриолет, но важность ее переоценить невозможно. Речь идет о ГАЗ М20А – такси на базе легендарной машины. Внешне извозчики практически не отличались от обычных «Побед», а вся разница скрывалась в салоне: такси имели отделку попроще и таксометр.
Зато обе черты – и яркость, и функциональность – сочетал в себе внедорожный ГАЗ М72. Этот прогрессивный во многих отношениях автомобиль появился вместе с 3-й серией «Победы» в 1955-м. И хотя конвейерная жизнь машины была недолгой – до 1957 года, она сумела, подобно обычной «Победе», оставить яркий след в истории мирового автомобилестроения.
В чем же уникальность М72? Во-первых, это был первый в мире внедорожник с комфортом легкового автомобиля! Во-вторых, полноприводный вариант «Победы» еще и по праву считается первенцем ультрамодного ныне класса спортивных кроссоверов. Взгляните на эти стремительные линии и купейную корму! ГАЗ тогда опередил автомобильную моду на добрых полвека! При этом по проходимости М72 заткнет за пояс любой современный купе-кроссовер…
Наконец, М72 – это еще и первый в мире безрамный внедорожник.
А идея-то была до гениального проста: взять усиленный кузов обычной «Победы» и оснастить его трансмиссией другой горьковской легенды – ГАЗ 69. И разрабатывать с нуля ничего не нужно, и уже готовые агрегаты имеются в производстве.
Экзотика
На базе «Победы» было построено и немало антиподов внедорожникам – различных гоночных машин. Причем спортивные модификации оснащались собственными кузовами ручной работы: 2-дверными и с заниженной крышей.
Наиболее яркой представительницей гоночных вариантов М20 была машина с незамысловатым названием «Победа-Спорт». Автор проекта А.А. Смолин подошел к созданию болида довольно оригинально. Чего стоит только так называемый динамический наддув двигателя: за счет скоростного напора воздух через «ноздри» в мыске капота попадал на впуск. Вместе с применением двух карбюраторов это позволило поднять мощность сразу до 75 л.с.
Но наибольшее впечатление, конечно, производит кузов «Спорта»! Длинный хвост, вытянутые передние крылья и заниженная крыша создают неповторимый фантастический образ. Всего в 1950-1951 годах было построено три таких авто.
Были также и другие интересные гоночные модификации «Победы». Но самым необычным вариантом этой машины являются, конечно… аэросани! Еще бы – аэросани «Север» были разработаны в знаменитом вертолетном КБ Н.И. Камова в 1959 году. Более того, они даже выпускались серийно – также на вертолетном заводе. Аэросани развозили почту вдоль рек Амур, Лена, Обь, Печора, в Сибири и Казахстане. За четыре сезона в период с 1960 по 1963 год 100 аэросаней накатали в сумме 1.5 миллиона км.
Экспорт и копии
Еще одно первенство, принадлежащее «Победе»: именно с нее начался массовый экспорт советских легковых машин. В частности, наши авто охотно покупали в Бельгии и Финляндии. В последней именно благодаря «Победе» такси началось как организованное явление: до этого финские таксопарки были укомплектованы разношерстными довоенными авто.
Добралась «Победа» даже до Америки! Журнал «Лайф» тогда опубликовал репортаж об американце, купившем нашу машину с ее подробным тест-драйвом.
Помимо экспорта «Победа» выпускалась за границей по лицензии. Польский завод FSO сначала собирал точную копию нашей машины 2-й серии под именем «Варшава», а позже освоил на ее базе ряд интересных модификаций собственной разработки. В частности, поляки сделали из «Победы» традиционный седан, устранив такой недостаток, как плохой обзор назад. Также были созданы практичные «Варшава»-универсал и пикап.
Рубрику подготовил Василий Пархомчук
Источник: http://bestcar.com.ua
добавлено: 14.06.2013